Выбор типа лодки: байдарка, пакрафт или каяк?

Тюменский клуб туристов "Горизонт"

Выбор типа лодки: байдарка, пакрафт или каяк?

Практически любое судно — это компромисс между характеристиками, нет одного универсального на 100%. Поэтому выбираем, исходя из своих приоритетов — какие характеристики важнее лично для Вас и региона использования.

Что нужно учесть при выборе плавсредства (подробнее про каждый пункт ниже):

— тип водоема и географию путешествий;

— наличие места для хранения и машины для транспортировки;

— длину маршрута и количества вещей на маршруте;

— одиночные сплавы/прогулки или с группой/семьей;

— хотите ли вы просто попробовать или выбираете себе лодку надолго.

Сначала краткое описание самых распространенных вариантов:

Надувные байдарки

Начать проще всего с надувной байдарки. Легко помещается в багажник автомобиля и надувается за несколько минут. Устойчива на воде, на многих можно спокойно стоять. На надувной байдарке киля обычно нет, поэтому держать заданный курс — нужно приноровиться, первое время лодка будет «рыскать» из стороны в сторону. Можно дополнительно поставить курсовой стабилизатор. 

Надувные байдарки могут быть двухслойные, когда надувной баллон находится внутри тканевой или ПВХ шкуры, двухслойки намного труднее просушить перед хранением, а камушки внутри шкуры со временем протирают внутренние баллоны, так же у них постоянные проблемы с трубками для накачки, мы рекомендуем брать однослойные — монобаллонные байдарки, они лишены недостатков двухслоек и гораздо более жесткие.

Каркасные или каркасно-надувнаые байдарки (КНБ)

Чуть выше в цене — каркасная или каркасно-надувная байдарка (КНБ). Основное преимущество каркасной байдарки перед надувной — большая жесткость конструкции и более обтекаемая форма, которые и позволяют развивать большую скорость, а так же наличие киля, повышающего курсовую устойчивость. С каркасной байдаркой сложнее в сборке, нужно научиться каркас собирать и разбирать и даже после этого будет уходить минут 30-40 на сборку. Брать лучше сразу в ПВХ оболочке (бывают в прорезиненной) — будет дольше служить и проще обслуживаться.

Надувные байдарки (каяки) из Airdeck (Drop Stitch)

Технологии не стоят на месте и всё чаще можно встретить надувные байдарки (каяки) сделанные по технологии Airdeck (Drop Stitch), она же применяется в сапбордах. Это два слоя ПВХ, соединенные тысячами нитей. Камера имеет высокое давление, что позволяет натянуть нити и обеспечить нужную форму и высокую жесткость.
Эти лодки объединяют в себе почти все плюсы надувных и каркасных байдарок: низкий вес, быстрая сборка и компактность при хорошей скорости сравнимой с каркасными лодками. Можно аккуратно покататься по каменистым речкам, всё таки каркаса тут нет.
Поговорим о минусах: цена начинается от 60 т.р. за одноместную, да и предложений не много, в России представлено всего два производителя и пара не проверенных вариантов с Китая. Места для вещей тут меньше чем в каркасниках, сравнимо с обычными надувными байдарками.

Морские каяки

Во многом у всех выигрывает морской каяк, своей огромной курсоустойчивостью, ходкостью. А собирать его и вовсе не надо. При определенных навыках на нем можно пройти почти все сплавные реки Урала даже с их небольшими порогами, за исключением порога Ревун и еще парочки.

Сплавные (бурноводные) каяки

Ищете максимального управления, ощущения воды, эмоций на бурной воде или прочности на воде с течением, возможно, захотелось исследовать маленькие узкие извилистые речки с завалами, чтобы не перетаскивать, а перепрыгивать — сплавной (WW) каяк.

Пакрафты

Последнее время быстро набирают популярность пакрафты. И не зря. Они позволяют быстро и легко заброситься на реку, даже в другую страну на самолете. Эта сверхлегкая, как правило, одноместная лодка, в зависимости от модели складывается до размеров пластиковой бутылки от 3 до 10 л. Для сплава по тем же рекам требуется значительно меньше навыков чем каякерам. А цена пока остается довольно демократичной, бурноводные варианты пакрафтов начинаются от 20 т.р., сверхлёгкие и того меньше. Единственный нюанс — в ходкости он проиграет всем остальным судам.

Катамараны

Никуда не исчезли спортивные катамараны, которые позволяют сплавляться по серьёзным порогам, но в нашем регионе на них интересно сплавляться только во время весеннего паводка, в основном, на Ревуне и некоторых реках Южного Урала, в остальное время сплав будет скучным, при этом, по времени сборки и скорости на воде они анти-рекордсмены. Есть еще туристические катамараны, с ними та же история, что и со спортивными, но рассчитаны они на гладкую воду. Также, это командное плавсредство — не менее 2 мест.

Сапборды или просто Sup

Нельзя не упомянуть сапборд (sup board), который за последние пару лет стал очень популярен. Можно взять с собой в машину, если отправляетесь на пикник возле озера или взять с собой на небольшой сплавчик по спокойной реке. Стоит примерно от 25 тыс. рублей за «доску». Однако для сплавов по рекам более нескольких часов сапборд использовать не стоит. Стоя, сидя или на коленях, без спинки нужно постоянно держать корпус. Второй нюанс — куда сложить вещи. Поэтому сапборд берем только для небольших водных прогулок. Кто-то и по бурной воде катается, но это уже другая история:)

А теперь подробнее по пунктам:

Выбираем лодку по типу водоема

Лодки указаны в порядке пригодности для конкретного типа водоема:

Равнинные реки

1. Глубокая широкая относительно спокойная вода без камней (реки типа Тура, Тавда, Пышма, Реки Урала в паводок, озёра). На таких реках решающим фактором является скорость на большой дистанции и курсовая устойчивость.

— Композитные (очень легкие) морские каяки, пластиковые (полиэтиленовые) морские каяки, AirDeck каяки, каркасные и каркасно-надувные байдарки (КНБ), надувные байдарки.

Пакрафты для таких рек не подходят от слова совсем, при встречном ветре скорость может стремиться к нулю, а то и вовсе поедете назад.

Уральские реки с перекатами и им подобные без больших порогов.

2. Реки с течением, перекатами и каменистым дном (например, реки Урала: Чусовая, Реж, Исеть, Серьга, Ай и пр.)

— Пластиковые (полиэтиленовые) морские каяки, надувные байдарки с надувным дном или без, AirDeck каяки, сплавные каяки, пакрафты.

Каменистое дно на перекатах постоянно норовит порвать оболочку байдарки в тех местах где к ней прилегают элементы каркаса. Некоторые реки можно пройти и на каркасной, КНБ, но можно порвать оболочку, сломать каркас, а если уровень воды совсем небольшой, т.к. осадка (расстояние от водной поверхности до самой нижней точки днища судна) у них максимальная — водный поход может превратиться в пеший, просто не хватит глубины.

Горные реки с быстрым течением и порогами

3. Бурная вода — пороги, горные реки (Алтай, Кавказ, порог Ревун и тд.)

— Пластиковые (полиэтиленовые) сплавные каяки, пакрафты, надувные байдарки с надувным дном, самоотливом или закрытой декой, 

Все имеют свои особенности:

Каяк — максимальное чувство воды, управляемость, при этом требует больше подготовки, но ощущения того стоят!

Пакрафт и надувные байдарки— проще, эмоций много, меньше управляется, требует меньше навыков. В последние годы пакрафты стремительно набирают популярность для бурноводных сплавов, можно легко забрасываться пешком на малопосещаемые речки, если к каякингу вы пока не готовы, присмотритесь к пакрафтам.

И самый простой вариант — катамараны, практически не требует навыков, прощает все ошибки даже на достаточно серьёзных реках, но в погоне за впечатлениями вы быстро придёте к сложным и опасным речкам, которых в нашем регионе просто нет.

Море и большие озера

4. Большие водоемы с сильным ветром и волнами

— Композитные (очень легкие) каяки, пластиковые (полиэтиленовые) морские каяки, AirDeck каяки, и с большими ограничениями, каркасно-надувные байдарки (КНБ) и надувные.

Из наиболее пригодных КНБ можно рассмотреть, например, КНБ «Вектор», он специально создан для моря. В штиль или слабый ветер для небольшой прогулки можно взять и что то надувное, но ощущения совсем другие. Есть два основных фактора не позволяющие безопасно использовать байдарки в море:

1. Ветер, надувные байдарки и многие КНБ обладают большой парусностью, при сильном отжимном ветре, вернуться к берегу может оказаться очень сложно или не возможно, а ветер на море меняется очень часто и в самый не подходящий момент

2. Волны, помимо того что внутренности лодки заливает водой, лодка может перевернуться. Выполнить эскимосский переворот на большинстве байдарок — невозможно, так же будет куда сложнее залезть обратно и слить воду — отсюда и ограничения на байдарки (на каяке это сделать легко!). В штиль их использование вполне оправдано.

Пеше-водный туризм

5. Много носим лодку на себе

— Больше воды, мало ходьбы — легкая надувная байдарка (меньше ширина, больше длинна);

— Больше ходьбы, мало воды — пакрафт, идеальное судно для переправ через реки и коротких водных переходов.

Хранение и транспортировка

 

При наличии машины с багажником и места для хранения (дом, гараж, огород) — пластиковый каяк — лучший вариант! Не нужно собирать и разбирать, не боится камней, не требует особых условий хранения, сушки, прослужит очень долго.

Если негде где хранить и возить, тогда байдарка или пакрафт — чем компактнее складывается и меньше весит, тем проще.

Длина маршрута

 

1. На протяженный маршрут по спокойной воде лучше взять более быстроходное судно: пластиковые (полиэтиленовые) морские каяки, каркасные и каркасно-надувные байдарки (КНБ). На надувной байдарке идти дольше. Пакрафт для этих целей годится меньше всего.

2. На короткий маршрут проще всего взять надувную байдарку. Ее можно быстро собрать и разобрать, чтобы не тратить на сборку больше времени, чем на сплав. А еще лучше каяк, его вообще не надо собирать.

Размеры лодки, дека, вещи и погода

 

Длина одноместной байдарки начинается примерно от 3,4 м, двухместные варианты начинаются от 3,8 м, но в такую лодку вещи даже на одну ночёвку будет уложить крайне сложно, если вы не легкоход или не чемпион мира по тетрису, так что либо прогулки без вещей вдвоем, либо одному с кучей вещей для большой экспедиции.

Полноценные двушки начинаются от 4,5 м, туда можно спокойно загрузить вещи двух человек, иногда такие лодки имеют 3 посадочных места, но это опять же без вещей, при этом 3 взрослых человека могут и не влезть, если лодка с закрытой декой, а при гребле будете постоянно биться веслами.

Трехместные варианты лучше выбирать только каркасные и КНБ, надувные байдарки не могут обеспечить нормальную жесткость корпуса, если хочется именно надувные, то лучше купить 2 байдарки.

Более длинная лодка будет более быстроходна и курсоустойчива.

Более широкая лодка при прочих равных будут медленней, но более остойчивой — то есть перевернуться на ней меньше шансов, для новичков и сплавов с маленькими детьми это может быть важно.

Все лодки могут быть с открытой или закрытой декой, которая закрывает внутренний объем лодки. Для простых прогулок в хорошую погоду, предпочтительна открытая дека, с ней удобнее садится в лодку, да и долго сидеть тоже, а еще грузить вещи и влезет их чуть больше. Закрытая дека больше подойдет для плохой погоды, с ней не страшен ветер и волны, внутри всегда тепло и суше чем снаружи. Иногда встречается съемная дека — фартук.

По объему внутреннего пространства лидеры — каркасные и КНБ, в надувных байдарках и каяках места чаще значительно меньше, но вполне хватит на неделю автономного сплава. На пару дней вещи влезут в любую лодку.

Если ваш вес больше 100, обратите внимание на грузоподъемность.

Одиночные сплавы/прогулки или с группой/семьей

 

Можно было бы не выделять в раздел, но этот пункт влияет на многие другие.

Например, если вы планируете сплавы с семьей — отличный вариант — надувная байдарка — максимально остойчива (всем спокойно, перевернуться практически невозможно), достаточно вместительна.

Скорее всего, вы захотите чтобы все члены семьи сидели в одном судне. Совсем маленьких детей можно посадить на 1 взрослое место — им будет веселее вместе, а вам не нужно +1 место. А на короткий поход с небольшим количеством вещей под пассажира допустимо использовать грузовое место (в некоторых моделях они почти такие же, как и под гребца).

Хотите путешествовать с друзьями — имеет смысл всем подобрать суда с примерно одними характеристиками. Иначе, кто-то будет постоянно отставать и грести изо всех сил, чтобы догнать более ходких, а другие, наоборот, будут ждать и скучать.

Также, от необходимости быть автономным, приоритетности индивидуального над коллективным, наличию опыта у отдельных участников, зависит количество мест в судах для сплавов в компании. Конечно, на одноместном каяке или байдарке у вас будет возможность подплыть туда, куда интересно лично вам, зато в 2-3-местном отдыхать можно поочередно, не останавливаясь, если решили передохнуть.

Для одиночных путешествий лучше выбрать менее «нежное», более остойчивое и вместительное судно.

Покупаем лодку надолго или «попробовать»

 

Для того, чтобы «попробовать», логично начать с чего-то не слишком дорогостоящего и простого в сборке, обслуживании — например:

— надувной байдарки (около от 40 тыс. стоит новая двухместная, можно поискать б/у)

— или сплавного каяка (б/у можно найти и за 25, если повезет, чаще от 50, а новые от 120 тысяч рублей)

Если любите поразбираться со сборкой/разборкой:

— каркасные и каркасно-надувные байдарки (КНБ) (с пробегом тысяч за 35 можно поискать очень приличный вариант, например, на Avito).

Эти суда почти 100% будут иногда пригождаться, даже если не будут основными, еще их несложно продать.

Советуем:

1. Сходить в поход и попробовать разные типы судов, можно взять в прокат

2. Купить б/у байдарку/каяк. При этом необходимо учесть то , что надувная б/у байдарка, пластиковый каяк практически не потребует ремонта. У б/у каркасной байдарки ремонт более вероятен.

P.S. Лично от авторов статьи: если точно решили, что водный туризм навсегда в вашем сердце, возможности позволяют (машина, гараж), а ездить вы собираетесь на реки без больших порогов и озера в количестве 1-2 человека — берите морской пластиковый каяк, не пожалеете! Под заказ интересную модель можно найти от 50 тыс. (самый простой стоит от 32 тыс. руб.). И будет он служить почти вечно!

Любую байдарку или каяк опробовать в деле у нас в прокате, подробнее по ссылке.


Так чем же отличается байдарка от каяка и пакрафта?

 

Байдарку и каяк различают на постсоветском пространстве, в английском языке это всё — каяк, у нас же разборный каяк (надувной или каркасный) принято называть байдаркой. Цельный полиэтиленовый или композитный каяк — каяком. При этом цельный спортивный каяк К-1 для гладкой гребли называют байдаркой, так уж повелось.

Пакрафт — главным образом отличает минимальный вес и размер в сложенном виде. Так же он имеет форму «бублика», а у легких байдарок носы острые, но тут уже не всё так однозначно 🙂

Есть еще каноэ — на нем гребут веслом с одной лопаткой и посадка там на двух коленях или на одном.

До встречи на воде!!!